Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег

О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег


Гнатал1 пришел, сын Конрота, сына Роде, сына Мафеде, сына Мофойрете, сына Энгуса Муск, сына Кайрбре, сына Конайре Великого, сына Мес Буахала и Этерскела Великого.

Приходился Конайре сыном Мес Буахала. Эсс, дочь Эоху Айрем и жены его Этайн, была матерью Мес Буахала. Увели Эсс в сид Бри Лейт, но срыл его Этерскел и добрался до них сверху. Девять уладских воинов были тогда с ним. Возвратили королю жену и сида и потом понесла она дочь, Мес Буахала (но не могло того быть ибо...)2. Высока была она ростом и злобна на вид, да к тому же колдовством проникала в моря и сиды. Для приёмного отца своего пасла она стада на Слиаб Герг и Слиаб Фуайт, и были те стада велики, под стать ей самой. Этерскелу досталась она с ребенком когда пасла для него стада, и до самой смерти короля не открыл чье дитя это было.

Потом убили короля Этерскела - Нуаду Нехт, сын Сетна Сибакка, совершил это для Лугайда Риабндерга,- и тогда не возвели на престол Лугайда Риабндерга лейнстерцы и потомки Конна Ста Битв3, выбиравшие короля в Таре вместо Этерскела.

И была в Таре королевская колесница4, которую влекли два коня одной масти, никогда прежде не знавшие упряжи. Вскачь пустились они перед недостойным стать королем, так что не мог он остановить их и обрушивались на него те кони. Королевский плащ лежал в той колеснице, что всякий раз был велик недостойному власти над Тарой. Два стоячих камня были там, что звались Блок и Блуйгне. Лишь перед назначенным человеком расступались они и пропускали между собой колесницу. В конце колесничной дороги был Фаль, и если должно было кому принять власть над Тарой, то вскрикивал он, когда касалась его ось колесницы, так что слышали это все вокруг. Но раздвигались Блок и Блуйгне перед тем, кто недостоин был королевской власти в Таре, и оставались стоять, так что только боком можно было просунуть между ними руку. Не вскрикивал Фаль от оси колесницы такого человека. Так не приняли они Луга да Риабндерга после убийства короля Этерскела.

Пока держали люди совет о том, кому быть королем, спросил Мес Буахала, мать Конайре Великого:

- Знаешь ли ты, что делается в Таре?

- Нет, - отвечал ей Конайре.

- А я знаю, - сказала мать, - ибо решают люди, кому принять власть после твоего отца.

- Скажи же тогда, чей я сын? - спросил Конайре.

- Ты сын Этерскела Великого, - ответила мать.

- Если б нашлись у меня воины отвоевать королевскую власть, не пришлось бы им поступать так, - сказал Конайре.

- Будут у тебя воины,- ответила Мес Буахала, стоя на Слиаб Герг.

Потом оставила она сына и в один час воротилась с войском.

- Вот,- молвила она,- воины, что не оставят тебя. Тогда, отправился Конайре через Маг Брег к Таре, а мать его шла впереди войска. И увидели воины в Таре идущее к ним через Маг Брег войско во главе с Конайре и его матерью. Сбросила та с себя плащ и пояс да распустила черные волосы. Осталась она в широком черном одеянии, а впереди нее шли друиды, возглашая жестокие песни, щитоносец, певцы и трубачи в рог. Воистину великое это было воинство.

Не устояли перед тем воины в Таре и оставили ее вместе со всеми богатствами и королевской колесницей. Ждала она Конайре вместе с конями и королевским плащом. Не двинулись кони перед ним с места.

Комментарии:

Перевод выполнен по изд.: De Sil Chonairi Moir/Ed. L. Gwynn//Eriu. 1912. VI. P. 130-143.

Этот текст свидетельствует о наличии разных путей, по которым шла традиция в формировании преданий об одних и тех же событиях. Данная сага является основой исторической версии, и ее сведения во многом совпадают с сообщениями анналов и генеалогий, хотя условность термина "исторический" для эпохи ирландского сред- невековья несомненна (см. вступительную статью).

1 Гнатал - этот персонаж не упоминается в ирландских списках королей Тары.

2 ...но не могло того быть, ибо...- Начало какого-то замечания составителя текста; продолжение которого не сохранилось.

3 Нуаду Нехт - Нуаду Светлый, или Белый, о котором генеалогии сообщают, что он правил Ирландией шесть месяцев после убийства Этерскела и в свою очередь пал от руки Конайре. По всей видимости, это мифологический персонаж; его резиден-цией считался холм (сид) Алмайн. Лейнстерцы возводили к нему многие свои генеалогии. Нуаду считался и предком знаменитого Финна.

Лугайд Риабндерг - согласно сагам уладского цикла он был избран на престол тем же самым способом, что и Конайре в саге "Разрушение Дома Да Дерга", По по-воду этого персонажа существовала в традиции версия, что он сделался королем после смерти Конайре и, как и он, погиб от руки Трех Красноголовых (комментатор анналов добавляет: "т. е. лейнстерцев"). Поздняя традиция смешивала его с героем саг о Кухулине, Лугайдом Реодергом (или Риабндергом); это смешение, по заме-чанию издателя саги Гвинна, было вполне естественным, ибо устанавливало связи между сагами различных циклов.

Конн Ста Битв - в данном контексте упоминание потомков этого знаменитого короля странно, ибо, по традиционной хронологии, его правление начинается с 123 г. Много поколений потомков Конна правило Ирландией после его смерти, что, как гласит легенда, было предречено ему во время пребывания в потустороннем мире богом Лугом и олицетворявшей Ирландию богиней.

4...королевская колесница... - Ниже изображены испытания на королевское достоинство, соотносящиеся с описанным в "Разрушении Дома Да Дерга" праздником быка. Соответствующие отрывки есть и в преданиях о "старине мест".




 
« Последний из пиктов Рождение Кухулина »

Rambler's Top100