Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> Разрушение Дома Да Дерга

Разрушение Дома Да Дерга


Некогда правил Ирландией великий и благородный король Эохайд Фейдлех. Как-то однажды отправился он на луг у Бри Лейт и увидел там у источника женщину с серебряным гребнем, украшенным золотом, что умывалась водой из серебряного сосуда, на котором были четыре птицы из чистого золота и по краю маленькие красные самоцветы.

Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине и чудесное платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней, гладкая и прочная, узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину, и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах Цвета ириса в летнюю пору или красного золота были ее волосы.

Так стояла она, распустив волосы для мытья и продев руки в вырезы платья. Белее снега, выпавшего в одну ночь, мягкими и гладкими были ее руки, а щеки женщины краснели ярче наперстянки. Чернее спинки жука были ее брови, белыми, словно жемчужный поток, были ее гладкие зубы, голубыми, словно колокольчики, были ее глаза. Краснее красного были ее губы. Высоки были ровные, нежные, белые плечи той женщины. Длинны были ее руки и белоснежные пальцы. Были бока ее как пена волны, длинные стройные, нежные и мягкие, будто шерсть. Теплыми и нежными были ее белые бедра. Маленькими и белоснежными были ее прямые голени. Гладкими были прекрасные пятки. Случись смерить ее ступни ни одна не была бы длиннее другой, если б не раздалась на них кожа. Блеском ясной луны светилось лицо женщины. Гордым изгиб был у тонких ее бровей, свет невесты излучали ее королевские очи. Ямочки были на ее щеках с пятнышками цвета оленьей крови и снежной белизны. Мягким и женственным был ее голос, величавой и твердой ее королевская поступь. Воистину была она желанней, милей и прекрасней всех прочих женщин, сколько ни искать по всему свету. Сразу подумалось им, что вышла она из сидов. Отсюда повелось говорить: “Каждая хороша, пока не сравнишь с Этайн, каждая мила, пока не сравнишь с Этайн”.

В тот же миг охватило короля желание, и послал он к женщине одного из своих людей. Потом принялся он расспрашивать ее и, назвав себя, молвил:

– Случится ли мне на час обладать тобой?

– Для того и пришла я сюда, отдавшись под твою защиту, – ответила женщина.

– Кто же ты и откуда пришла? – спросил король.

– Нетрудно сказать, – отвечала она, – я Этайн, дочь Этара, правителя всадников сидов1. Вот уже двадцать лет, как родилась я в сиде, и многие из тамошних королей да благородных мужей сватались ко мне. Никому из них не давала я согласия, ибо с тех пор, как могла говорить, знала я молву про твое благородство и полюбила тебя детской любовью. Лишь увидела я тебя, как тотчас узнала. К тебе я пришла сюда.

– Да не случится тебе искать больного друга в дальних краях, – сказал на это король, – будешь ты принята мной и для тебя оставлю я любых женщин. Лишь с тобой пожелал бы я жить, доколе сохранишь ты честь.

– Дай же мне мой выкуп невесты, – сказала женщина, – а потом исполни мое желание.

– Да будет так, – ответил Эохайд и передал ей семь кумалов.

Умер король Эохайд Фейдлех. И тогда Кормак2, правитель уладов, человек трех даров, оставил дочь Эохайда, ибо была она бесплодна и родила лишь одну дочь после того, как приготовила варево, как научилась у своей матери из сидов. Говорила она матери:

– Недоброе дело совершила ты, ибо понесу я девочку.

– И вправду нехорошо это, – ответила ей мать, – воля короля будет преследовать ее.

Вскоре Кормак вновь женился на Этайн и пожелал смерти дочери той, которую прежде оставил. Запретил он матери вскармливать дочь. Потом двое слуг короля понесли ее к яме, и пока несли они ее туда, улыбалась им девочка славной улыбкой. Охватила слуг жалость, и отнесли они девочку в загон для скота пастухов Этерскела, правнука Иара, правителя Тары. Воспитали пастухи девочку, покуда не сделалась она искусной во всяком шитье. Не было в Ирландии королевской дочери милее ее.

И построили пастухи девушке домик из прутьев, и не было в том домике дверей, а только окно и отверстие в крыше. Узнали про этот домик люди короля Этерскела и решили, что пастухи хранят там еду. Раз приблизился один из них к дому, заглянул внутрь и увидел прекрасную собой девушку. Рассказали о том королю, и повелел он сломать дом и привести к нему девушку, не спрашивая пастухов. Бездетен был король, и предрекли ему, что лишь женщина неведомого рода принесет ему сына.

– Вот женщина, назначенная мне в жены, – сказал он. Между тем на другое утро увидела девушка птицу в отверстии крыши. Залетела птица внутрь, сбросила на пол птичье оперение, подошла к девушке и овладела ею. И сказала потом птица:

– Придут сюда люди короля разрушить дом и силой увести тебя. Ты понесешь от меня и родишь на свет сына, что вовеки не должен будет убивать птиц. Наречешь ты его Конайре, сын Месс Буахалла Так звали ту девушку.

Вскоре привели ее к королю вместе с пастухами, и стала она его женой, получив семь кумалов. Семь кумалов дали и пастухам сделав их людьми благородного звания по праву, отчего и произошли два Федлимида Рехтайде3.

Родила девушка королю сына и назвали его Конайре, сын Месс Буахалла. Три желания поведала она королю, ибо желала, чтобы рос ее сын в трех семьях: у пастухов, что воспитали девушку, у Медоречивого Мане4 и у нее самой. И говорила она, что пусть любой из ирландцев, желающих сделать добро ее сыну, принесет этим семьям дары для его защиты.

Так и рос мальчик, о рождении которого в тот же час узнали все жители Ирландии, и вместе с ним росли Фер Ле, Фер Гар и Фер Рогейн, три правнука героя Донн Деса5, воина из отрядов ее сын.

Три чудесных дара было у Конайре – дар видеть, дар слышать и дар суждения, и каждому из них он научил одного из своих молочных братьев. Какое бы кушанье ни приготовили Конайре, все четверо ели его вместе, и даже случись быть всем трем долям, каждый из них шел к своей доле. Не различить было их по одежде, оружию или масти коней.

Между тем умер король Этерскел. Собрались тогда ирландцы на праздник быка6. По обычаю, на нем убивали быка, и один из мужей наедался досыта его мясом и пил отвар, а потом над его ложем произносили слово правды. Тот, кого случалось ему увидеть во сне, должен был стать королем. Помертвели бы губы его, лишь осмелься сказать он неправду.

В ту пору Конайре и его молочные братья предавались играм на колесницах у реки Лиффи. Приблизился к своим братьям Конайре и объявил, что отправится на праздник быка. И привиделось тогда спящему, что движется по дороге в Тару обнаженный муж, вложив в пращу камень.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1...правителя всадников сидов. - В саге “Сватовство к Этайн” Этар назван уладским героем. 

2 Кормак – речь идет о Кормаке Конд Лонгас, правителе уладов после Конховара, смерть которого описана в саге “Разрушение Дома Да Хока”. Отмечалось, что здесь в саге, по-видимому, пропущен какой-то отрывок, где говорилось о том, как Кормак взял в жены Этайн, дочь Этайн, о которой говорится в начале саги, либо какую-то другую Этайн. Вообще в истории происхождения Конайре во всех источниках существуют неясности. 

3...два Федлимида Рехтайде. - Эти два персонажа не имеют отношения к Федлимиду Рехтайде, по традиции, сыну Туатала Техмара и отцу знаменитого правителя Конна Ста Битв. 

4 Медоречивый Мане – один из сыновей правителей Коннахта Айлиля и Медб (соперников Кухулина в саге “Похищение Быка из Куальнге”). Медб сама была дочерью Эохайда Фейдлеха, о котором говорится в этой саге и который, как мы писали выше, иногда смешивается с Эохайдом Айремом. 

5 Правнуки (или, как в другом месте – сыновья) Донн Деса играют очень важную роль в саге, однако их происхождение и характер не совсем понятны. В самом Донне явно смешиваются псевдоисторические и мифологические черты. В одной из лейнстерских генеалогий Донн Деса упоминается как сын легендарного короля Арта Мес Делмонна, прославившегося своей успешной схваткой с фоморами. Там же говорится, что у него было не три, а семь сыновей. Уже не раз замечалось, что три сына Донн Деса в первой части саги (которая, как установил Турнайзен, является итогом не везде достаточно умело осуществленного слияния двух версий) параллельны Трем Красноголовым, за которыми Конайре следует к Дому Да Дерга. Упомянутая генеалогия прямо отождествляет их, хотя сыновья Донн Деса появляются и во второй части саги, где их становится уже пять. Эти колебания понятны, если учесть, что в саге постоянно соприкасаются псевдоисторический и мифологический уровни, на последнем Донн Деса скорее всего эквивалентен божеству потустороннего мира и царства мертвых Донну, а три красных воина, – по-видимому, посланцы и проводники к нему. Чудесные красные воины в подобном контексте не раз встречаются в древнеирландской традиции, а также в более поздних средневековых и фольклорных памятниках. 

6 Праздник быка – одна из важнейших церемоний, сопровождавших интронизацию ирландских верховных королей, воплощающая, возможно, архаические представления, в рамках которых жертва быка замещала человеческую, королевскую жертву и где доминировал прежде всего военный аспект королевской власти.




 
« Рождение Кухулина Видение Фингена »

Rambler's Top100