Друиды Друиды в Контакте








Белая Богиня Роберт ГрейвсКельтские богиКельтский бестиарийКельтский крест

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте!
 

Информации о друидах сохранилось очень мало. Они не вели записей, не оставили документов. Все, чем мы сегодня располагаем, это свидетельства других народов (в основном римлян и греков), бывших современниками друидов, и более поздние документы, составленные христианскими монахами. Тем не менее мы пытаемся собрать воедино все, что известно о древних кельтских жрецах, их мировоззрении, философии, религии, обрядах и ритуалах.

Morag (Мораг)

***

Все работы, опубликованные на сайте, охраняются авторским правом. Цитирование информации разрешается только с гиперссылкой на сайт.

***

Если у вас возникнут какие-либо конструктивные предложения, пожелания, замечания, идеи, критика, напишите нам, пожалуйста. Если возникнет желание внести свой вклад в создание сайта, мы будем рады новым друзьям и партнерам.

***

Пожалуйста, сообщите нам, если обнаружите ошибки, опечатки или неработающие ссылки на сайте!

Креативная сила слова в древнеирландской мифопоэтической традиции



В. П. Калыгин


Основные функции поэтов-филидов, как, по-видимому, и их предшественников друидов, выводятся из того, что филиды были носителями сокровенного Знания, которое позволяло им постигать Истину (fír). Знание давало возможность проникать в прошлое и предсказывать будущее с помощью ряда процедур. Вербальной формой этого Знания была поэзия. Для дальнейших рассуждений можно выделить два типа знания, о которых так или иначе свидетельствуют древнеирландские источники:

- знание как нечто услышанное; поэтические фрагменты (roscada), как правило архаичные по языку и туманные по содержанию, вводятся с помощью клише со clos ní" 'нечто было услышано', со cualae ní 'он(а) услышал(а) нечто'. А.А.Королев сопоставил этот тип знания с древнеиндийской традицией smrti; - знание как нечто увиденное; о визуальном характере следует сказать особо.

Во время ритуального праздника быка (tarbfes), который устраивался во время interregnum, филид выпивал похлебку, сваренную на мясе белого быка, заворачивался в бычью шкуру и ложился спать. Над ним произносилось заклинание правды (ór fírindi), которое исключало ложь. Приснившийся ему человек становился царем. Появление быка в этом ритуале объясняется важной ролью этого животного в кельтской космогонии. Поедание сакрального животного в мифологиях различных народов хорошо известно и означает мистическое соединение с соответствующим божеством и приобретение адептом искомых свойств, в том числе знаний. В этом смысле поедание Финном Лосося Знания (éо fis) эквивалентно поеданию быка.

Получаемое в результате таких "гастрономических" процедур знание - imbas - имеет визуальную форму, что вполне определенно следует из цитированных текстов и из языковых данных. Представления о визуализированной форме знания возникли задолго до того, как были записаны тексты саг. Это можно показать на следующих примерах. Imbas восходит к сложению префикса imb- (пóзднее imm) 'вокруг', усиливающего значение следующего за ним второго элемента композита - fi(u)s(s) 'знание'. Последнее является производным с суффиксом *-tu- от и-е *weid- 'видеть, знать' -*wid-tu-. Этот корень сохранился также в некоторых ирландских глагольных формах: основа fess- дает субъюнктив, футурум, пассивный претерит и герундий; от основы fet-/fit- образуются презентно-претеритные депонентные формы, восходящие к индоевропейскому нередуплицированному перфекту (гот. wait, греч. ?í??, др-инд. véda): перфект ro-fetar 'я знаю, известно'; с назальным инфиксом имеется основа finn-/ find- 'узнавать, cognoscere', которая, помимо императива, презенса и имперфекта, дает общекельтскую именную основу *vindo- 'белый'. Эта лексема играет заметную роль в кельтском мифологическом словаре.

Другой трансформацией Финда является Finn mac Cumaill, центральный герой финновского цикла саг. В юности Финн (Finn - поздняя форма Find с проведенной ассимиляцией -nd- - -nn-) приходит к Финну Мудрецу (Finn éices) , много лет ожидающему на берегу Бойне Лосося Знания (éо fiss), для обучения поэтическому ремеслу. При варке пойманного Лосося Знания Финн-ученик обжигает палец и кладет его в рот. Тем самым он приобретает Сокровенное Знание, которое ожидал его учитель Финн Мудрец, а жевание пальца стало технической процедурой получения поэтико-провидческого вдохновения, о которой неоднократно упоминается в сагах и которая изображена на плите из Донегола. Именно с Финном в ирландской традиции связаны процедуры imbas forosnai, teinm láeda и díchetal dí chennaib na túathe, владение которыми является свидетельством квалификации поэта.

Поэтическое вдохновение устойчиво ассоциируется в ирландской мифопоэтичсской традиции с семантикой 'светлый, блестящий' и 'видимый'. Можно упомянуть такие термины как fursundud 'генеалогическая поэма' (букв. 'освещение') или аndud '(поэтическое) озарение', родственные упоминавшемуся forosnai. С глаголом -éicci 'видеть' < *-in-ci- связаны лексемы éices 'мудрец' (с дальнейшим развитием 'ученый, мудрец'), éicse 'гадание, способность предсказывать, мудрость', с одной стороны, и éicside, значение которого можно истолковать как 'блестящий, светлый'. В этой связи нельзя обойти молчанием название кельтских жрецов: др-ирл. dru&iaacute; <* dru-wid- содержит корень *weid-, как бы ни толковать первый компонент - 'древо-вед' или 'очень знающий'. На этом фоне более понятной становится мотивировка др-ирл. file <*weléts, от и-е *wel- 'видеть'. Количество примеров можно было бы увеличить, но и приведенного материала вполне достаточно, чтобы постулировать существование в древнеирландском и общекельтском концепта "знания", понимаемого как нечто видимое, светлое.

Причастность к сакральному Знанию позволяло наделить поэтическое слово созидательными функциями. Хорошей иллюстрацией служат поэмы, которые в автохтонной традиции относились к одному классу, получившему название по первому слову поэмы - áiliu. Обычно его передают как 'просить', 'взывать', 'умолять' и т.п. áiliu связывают с вал. iawl 'молитва', греч. ????? 'рвение' и далее к и-е *iá-/ió-, который Ю.С.Степанов интерпретировал как 'наделять жизненной силой'. Краткая степень корня представлена в др-ирл. ailid 'кормить, воспитывать', родственном лат. а1ó 'питаю'. Анализ Ю.С.Степановым этого этимологического гнезда позволяет по-новому взглянуть на историю и особенности употребления др-ирл. áiliu. Интересующий нас глагол появляется в начале особого класса поэм (который так и называется - áiliu), содержанием которых является доместкация различных пространств и объектов - дома, воды, пива и т. д. Схема их построения сходна с магическими заклинаниями, в них называются определенные качества и свойства, которыми должен обладать соответствующий объект:

áiliu tech midchúarta,
milscothaib fíath fáth:
fossud mainbthech a imbel
n-garb n-ochrach,
bláthi bith a chrann mbí...

Молю дом медового (срединного?) двора,
с медовыми словами почета заклинание:
твердые, обильные его пределы
четкие, ограниченные,
гладкие балки порога...



В наиболее древних поэмах этого класса áiliu может быть понят как 'наделять жизненной силой', 'вызывать к жизни'; такая интерпретация делает данный класс текстов более понятным и снимает трудности при переводе. Когда обращаются к божеству с какой-то иной просьбой, используют депонентный глагол ad-muiniur (и-е *men-), как, напр., в поэмах класса cetnath n-áisse 'песнь о [долгой] жизни':

Admuiniur secht n-ingena [trethan]
dolbte snáthi macc n-áesmar...

Взываю к шести дочерям [океана],
которые прядут нити сыновей долгой жизни...



Приведенный материал позволяет соотнести представления о знании и эффективности его вербальной формы с представлениями о мироздании, состоящем из светлой и темной части. Фигура поэта, как будто, была причастна к обеим, что оправдано его ролью медиатора, лиминального персонажа.

Предоставлено Олегом Зотовым

 
« Социальные и профессиональные ранги по семичастной системе трактатов школы Nemed (Bretha Nemed Toisech, B.N. Deidenach) Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии »
Путь Друида
Гороскоп Друидов
Гороскоп Деревьев
Библиотека неодруидизма
История неодруидизма
Организации друидов
Персоны неодруидизма
Современный друидизм
Кельтские амулеты

Кельтские амулеты, кельтский крест, чертополох


Опросы

Какой сегодня путь друида?

Кто на сайте?

Online:

Rambler's Top100