Функции филидов и жанры древнеирландской поэзии |
Страница 5 из 7 Личность поэта охранялась законом. Были предусмотрены, в частности, размеры материальной компенсации за оскорбление, нанесенное филиду. Приведем отрывок из трактата о привилегиях поэтов, изданного Э. Гвинном (TPRP, 4-6): Сo beraid filidh logh n-enech o flaithib..? fiche bo i logh n-enech ollom-han deich mba i logh n-enech ansrutha... 'Сколько получает филид вознаграждения за достоинство (т. е. за оскорбленное достоинство) от властителей..? Двадцать коров в вознаграждение олламу, десять коров в вознаграждение ансруту (второй по рангу филид)'. Далее перечисляются более низкие ранги поэтов и устанавливается цена, причем оговаривается, что требование компенсации должно быть признано "истинным". Определение прав и обязанностей поэтов, как это показал Д. Бинчи, было кодифицировано филидами. В начале VIII в. завершился процесс дифференциации ирландской правовой традиции, в результате которого выделились в особый класс брехоны (brehon), создавшие свод законов, известный под названием Sechus Mar. Правовые функции филидов были ограничены регулированием отношений среди "благородных" (nemed; ср. название трактата Bretha Nemed - 'Суждение о благородных'), т. е. королей, знати и филидов. В этом качестве филиды выступают как установители социального порядка (в духе др.-инд. rta-). Они участвуют в обрядах посвящения короля и тем самым придают королевской власти священный характер. Сохранились тексты различных наставлений и завещаний. Все основные функции филидов выводятся из того, что филиды были носителями Знания, которое позволяло им постигать Истину. Это знание реализовалось, в частности, как знание королевских родословных. Существительное coimgne *kom-gen-io- первоначально, видимо, имело значение совокупного знания истории царствующих династий. Генеалогии излагали последовательность царствований по нисходящей линии, возводя представителя данного королевского рода к какому-либо герою или богу (позднее к Адаму). В результате обосновывалась законность прав короля на трон, что было одним из условий благополучного правления, обеспечивающего процветание общества. Если coimgne действительно включало саги, то тогда мы имеем другой аспект традиционной ирландской истории, описывающей деяния королей и героев (res gestae). Соположение coimgne с др.-инд. samjna - 'имя, понимание' может быть интерпретировано как указание на существование соответствующей индоевропейской традиции (*kom-gen-). Знание позволяло филидам проникать в прошлое и предсказывать будущее с помощью процедур шаманистического толка: imbus forosnai, teinm laeda, dichetal di chennaib na tuathe. Процедура imbus forosnai довольно подробно описана Кормаком в соответствующей статье его глоссария. Филид жует кусок сырого мяса свиньи, собаки или кошки, затем кладет этот кусок на камень у двери и произносит над ним заклинание, т. е. приносит жертву, призывая богов принять ее, и через некоторое время вновь обращается к богам с просьбой оберегать его сон. После сна, спустя сутки или болей, филид сообщает о том, что ему открыто богами. По всей видимости, во времена Кормака эта процедура уже давно не практиковалась, и в деталях возможны неточности, но мантический характер ритуала вполне очевиден, т. е. целью этих действий является получение информации путем, который предполагает определенные сакральные знания. Teinm laeda (laido) - первое слово является производным от teinnid 'резать, ломать', второе гораздо труднее для объяснения. Обычно laeda (laido) считалось генитивом от laid 'песнь'. Т. 0'Рахилли показал, что предпочтительнее видеть здесь другое слово - laedh 'сердцевина', а весь термин он предлагает переводить как 'жевание (открывание) сердцевины'. Кормак в статье Orc описывает опознание обезглавленного трупа следующим образом: Dobert iarum Find а ordain inna beolu 7 dicain tre thenm-laido 'положил тогда Финн свой большой палец в рот и пропел с помощью t. l.' В Sanchus Mar рассказывается о филиде, который определял имя человека и его родителей, прикоснувшись к его телу (или голове) своей палкой " Третья процедура, упоминаемая в источниках, - dichetal di (do) chennaib - трактуется как импровизированное исполнение сочиненного стихотворения. В саге "Финн и человек на дереве" есть интересный фрагмент: Is de dobert Finn а hordain ina beolo. Addonich as eisib afrithisi fortnosna a imbus 7 dichan dichetal. 'Тогда Финн положил свой большой палец в рот. Когда он его вынул, осветило его знание, и пропел он заклинание. . ' Здесь легко увидеть некоторую связь всех трех процедур: сначала Финн использует teinm laeda, что обеспечивает ему "прозрение" или вдохновение (imbus), которое делает возможным спеть только что сложенное заклинание - dican dichetal (ср.: Dubthach doroine dicetal do cennaib for en-anail do cuingidh... "Дубтах сделал d. о героях на одном дыхании..'. Глагол do-cain (di-can-) обозначает, как правило, произнесение какого-либо заклинания: dichan brichtu forsan crand sin 'произносил заклинание под деревом'. Часто встречается этимологическая фигура do-cain (di-cain) dichetal 'пропеть заклинание' >*di-can- *di-can-tlo-. Dichetal едва ли связано с определенным метрическим типом стиха; употребление этого слова говорит, скорее, о том, что оно обозначает способ рецитации. Лишь позднее все эти термины стали связываться с названиями метров, и их первоначальное значение, равно как и содержание стоявших за ними понятий, стало постепенно забываться. Важно то, что эти процедуры имели мантический характер и отражали древнюю "технологию" поэтического творчества, включавшую ритуально-экстатические элементы, целью которой было установление "диалога" с "потусторонним миром". Магический аспект деятельности филидов выражался в сочинении, а также хранении и передаче текстов, которые, будучи построены определенным образом, могли магически воздействовать на избранный объект. Образцы всевозможных магических заклинаний в большом количестве представлены в текстах различных жанров, в частности в сагах. К. Марстрандер привел несколько таких текстов и дал их тематическую классификацию ". В особый разряд следует выделить заклинания, сопровождавшие разного рода действия типа приготовления пищи, строительства и т. п. Приведем фрагмент из заклинания, относимого ирландской традицией к clethchor coem, которое можно рассматривать как часть строитель-ного ритуала:
|
« Креативная сила слова в древнеирландской мифопоэтической традиции |
---|