Искусство древних кельтов |
Страница 4 из 4 В поздний латенский период, особенно у западно-континентальных кельтов, начинается ощутимый упадок в художественном творчестве кельтов, определенное обеднение его, если за точку отсчета брать периоды становления и раннего развития кельтского искусства. Выживают лишь немногие художественно-ремесленные мастерские, работающие на определенного заказчика и специализирующиеся на изготовлении личных украшений с дырчатым узором (территория современной Венгрии), встречается поздний масковый декор, типа обнаруженного в Моравии, художественно выполненные культовые котлы или другие изделия, имеющие культовый характер. Однако ведущее положение занимало производство изделий более доступных по своей цене. Некоторый выход творческая изобретательность кельтов находит в монетопечатании. Монета позволяет кельтскому художнику дать абстрактное представление изображения головы, оставляя лишь контуры, на основе которых глаз зрителя может строить по своему желанию любой образ. "Но что самое главное — любой художественный образ явно зависит от того напряжения, которое создается его "соседями" (т.е. образ проявляет себя в сочетании со всеми остальными элементами узора) [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 113]. Вместе с тем Фрэнк Делани постоянно подчеркивает "абсолютное соответствие формы и функции" у кельтов. Причем, "художник определяет" красоту, но "никогда не доминирует" над ней и "творит произведение искусства, сообразуясь с его практическим назначением" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 116]. На протяжении веков кельтские художники "сохраняют свою уникальность, вытекающую из этого слияния красоты с практичностью" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 116]. Все это нетрудно заметить, если вернуться к уже рассмотренным произведениям искусства. Некоторые исследователи отмечают совершенно индивидуальный характер кельтского искусства на Британских островах. Возможно, это объясняется тем, что оно расцветает в то время, когда на континенте кельтское искусство уже прошло свой зенит и вошло в фазу массового производства изделий среднего качества. Раннюю фазу островного кельтского искусства можно отнести к середине III в. до н.э., когда группы кельтских воинов из горных районов провинции Шампань и со среднего течения Рейна захватили часть Англии (главным образом меловые холмы на юге) и поселились среди местного населения. Именно они принесли с собой окончательно сложившееся латенское искусство с элементами вальдальгесхеймского стиля. Современные британские музеи гордятся своими великолепными коллекциями кельтского искусства, большая часть которых представлена изделиями местного производства. Местные ремесленники сочетали высокое техническое мастерство с оригинальным даром составления узоров, которые отличались своеобразием и утонченностью. Так, свободный рельефный орнамент соединялся с линейным углубленным, в нем использовались пальмовые листья, спирали, вьюнки и мотивы лир, стилизованные и схематизированные согласно канонам позднего латена. Многие находки были обнаружены в руслах рек и высохших торфяниках, что позволяет предположить преподнесение их в дар местным божествам. Среди этих находок чаще всего встречается боевое снаряжение воинов, упряжь и металлическое украшение колесниц. Это не удивительно, если учесть, что окруженные многочисленными врагами кельты нуждались в покровительстве богов и богинь войны. Среди наиболее ярких образцов кельтского искусства Британии можно выделить щит из Батгерси (Battersea), датируемый I в. до н.э. — I в. н.э., и знаменитый рогатый шлем из реки Темзы около моста Ватерлоо (работа школы "Долина Темзы" _' Thames Valley' — вторая половина I в. до н.э.). Кельтский щит из Баттерси длиной 77 см выполнен из бронзы с покрытыми эмалью накладными пластинами, прикрепленными к щиту 24 заклепками. Каждая из трех пластин украшена девятью медальонами, инкрустированными красной эмалью. Каждый медальон вставлен в круглую бронзовую рамку, которую предположительно украшала свастика, выпуклость в центре щита, выступающая над поверхностью, также украшена медальоном. И работа в целом кажется настолько роскошной и изящной с этими переливающимися эмалевыми вставками и сверкающим бронзовым орнаментом, что можно усомниться, предназначался ли он вообще для боя [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 121]. По сравнению с ним шлем, украшенный более тонким рельефом с эмалевыми инкрустациями, напоминает о работах более раннего стиля островного искусства кельтов. Отличительной чертой его является строгая симметрия как по горизонтали, так и по вертикали. Немалое влияние на кельтское искусство Британии оказало нашествие племен белгов с северо-востока Галлии на юго-восток Британии (75 г. до н.э.). Видимо, их вожди привели вместе с собой выдающихся художников, т.к. именно из земель, завоеванных белгами, или непосредственно из их захоронений пришло много изящнейших предметов искусства. Влиянию белгов приписывается более реалистичное моделирование животных мотивов и расцвет искусства эмали. В качестве примера можно привести торквес из электрона (природного золота с большим содержанием серебра), найденный в Норфолке (Norfolk). В это же время широкое распространение получила мода на металлические зеркала с богатым выгравированным орнаментом. Поэтому можно говорить об особом "зеркальном" стиле. Более подробные изображения предметов кельтского искусства можно посмотреть в галерее на портале Celtica.ru
|
Духовная культура кельтов » |
---|