Искусство древних кельтов |
Страница 1 из 4 Художественное наследие древних кельтов нельзя назвать многочисленным, потому что в хорошем состоянии сохранились в основном изделия из благородных металлов, золота, серебра и бронзы. Многие предметы из дерева, железа, кожи и ткани исчезли. То, что пощадило время, было разрушено человеком: в спешке зарыто без надежды когда-нибудь отыскать вновь или украдено и использовано для украшения зала какого-нибудь лорда или монастырского алтаря. Некоторые изделия похищены, сломаны или разделены между членами шайки грабителей в качестве трофеев; другие были расплавлены и исчезли навеки в слитке металла. Но то, что до нас дошло, представляет неоспоримую художественную ценность и проливает свет на особенности цивилизации кельтов — варварского племени, до сих пор во многом остающегося для нас загадкой. Археологи и историки считают, что впервые кельтское искусство появилось в области Среднего Рейна, распространившись позднее до Верхнего Дуная и Марны (Вальдальгесхейм). Сфера его распространения расширялась постепенно и в один отдельный момент времени никогда не охватывала всей территории, населенной кельтами. Так, многие шедевры кельтского искусства изготовлены на Британских островах в I в. до н.э. — 1в. н.э., после того как кельты утратили контроль над своими континентальными владениями. В Ирландии, вне пределов досягаемости римских войск, оно сохранилось и после ухода римлян и в VII в. вдохновило художественное возрождение в Нортумбрии. Ян Филип выделяет в кельтском искусстве несколько стилей: ранний латенский (V в. до н.э.), зрелый латенский (вальдальгесхеймский) стиль (со второй половины IV в. до н.э.), пластический стиль и стиль мечей (II в. до н.э.), островное кельтское искусство. Довольно часто кельтское искусство в целом называют латенским. Но, по мнению Фрэнка Делани, такая трактовка термина ведет к заблуждению. Латенское искусство — это расцвет художественной культуры кельтов. А в плане хронологии нельзя обойтись без галыитатской культуры, в которой "несмотря на ее внешнюю неброскость " таятся корни кельтского искусства. И латен, и галльштат, и следующие за ними периоды "отражают поступательное развитие кельтской цивилизации не менее наглядно, чем любые письменные свидетельства, которые могли бы оставить кельты, имей они развитую письменность" [Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989., с. 114]. Ранний латенский стиль основывается отчасти на италико-этрусских образцах, отчасти на более отдаленных элементах: греческих, даже ирано-персидских и центрально-азиатских. Важными факторами его развития были склонность к блеску кельтской аристократии, а также поступление по Роне или через альпийские перевалы классических образцов, особенно бронзовых кувшинов и других атрибутов нового винопития. Однако корни кельтского искусства уходят в первобытную зависимость человека от природы. Ранние мотивы обнаруживают большое постоянство узора, геометрических изломанных форм, правильных кругов; завитки, ромбы, S-образные спирали и повторяющиеся перекрестно-заштрихованные узоры — естественный способ украшения гончарной посуды. Извилистые линии кельтские мастера сочетали с определенными растительными элементами, пришедшими с юга — листьями пальмы, цветами лотоса, вьюнка. Иногда они шли параллельно друг другу, иногда переплетались, образуя единый декоративный ряд, или же два S-образных элемента соединялись в основной лирообразный мотив. Лира и пальмовые листья представляют собой постоянно встречающийся и типичный мотив древнекельтского искусства. На протяжении долгих лет они использовались для украшения ножен и мечей и гончарных изделий. При этом применялись штамповка или гравировка. Позднее появляются конкретные образы небольших существ (в том числе фантастических): лебеди, утки, лошади, коза, сфинкс, лев, олень и др., что объясняется влиянием скифов. Уже к концу V в. до н.э. в кельтском искусстве широко распространяется мотив человеческой маски, иногда увенчанный элементом, напоминающим корону из листьев. Эти маски появляются на небольших изделиях с выпуклым узором из золота и бронзы, среди них — бронзовых блюдах, сосудах для еды и питья, деталях конской упряжи и др. Мотив маски несомненно имеет средиземноморское происхождение и претерпел существенное развитие в кельтском искусстве: начиная с масок, передающими утрированную мимику, и заканчивая масками с намного более спокойным выражением лица. Так, золотой торквес из княжеского захоронения в Райнхайме (Reinheim) имеет концы в виде человеческих голов и масок льва, а на богато украшенном браслете обнаруживается мотив крылатой фигуры. Наибольшее количество таких ювелирных изделий было найдено в Южной Греции, Франции и Бельгии, они встречаются также в Богемии и Австрии. Это - украшенные масками броши, напоминающие по своей конструкции северо-итальянские. Их главная отличительная особенность — человеческие и животные маски, выполненные реалистично или же в столь фантастическом облике, что трудно определить, животное это или человек. Высокой художественной ценностью отличаются броши, найденные в Чехословакии. К концу III в. до н.э. по всему кельтскому миру были распространены художественно выполненные золотые торквесы. Их отливали из драгоценного металла или брали какой-нибудь другой металл в качестве сердечника, или же изготовляли в виде полой трубки. На одних орнамент изрядно истерся, другие были положены в могильник вскоре после изготовления.
|
« Кельтские языки | О Святом Патрике » |
---|