Белая Богиня. Битва деревьев |
Страница 5 из 6 Весеннее солнце укрощает дрок, чтобы его ростки могли есть овцы. Робкий каштан не принадлежит к категории букв-деревьев, которые принимали участие в битве. Возможно, строчка, в которой он появляется, - из другой поэмы, включенной в "Cad Goddeu", и в ней рассказывается, как прекрасная Блодайвет (цветочная ипостась) была сотворена колдуном Гвидионом из побегов и цветов. Эту поэму нетрудно отделить от остального, хотя в ней и утеряны одна-две строки. Они могут быть восстановлены по ассоциации: Из плода плодов, Из плода Господь создал меня. Плод-мужчина был сотворен из девяти разных плодов, цветок-женщина был сотворен из девяти разных цветов. Пять упомянуты в "Cad Goddeu", еще три - ракитник, таволга и цветок дуба - перечислены в "Сказании о Мате, сыне Матонви", а девятый скорее всего боярышник, потому что Блодайвет - еще одно имя Олвен, королевы Мая, дочери (согласно "Сказанию о Килхухе и Олвен") боярышника или Майского Дерева, но вполне возможно, что и белого клевера. Не от матери и не от отца строка 142 Была моя плоть, была моя кровь. 144 Я была околдована Гвидионом, 156 Великим колдуном бриттов, 157 Когда я была сотворена из девяти цветков 143 Из девяти разных почек: 149 Из цветка горной примулы, 148 Из ракитника, таволги и опьяняющего плевела, Связанных вместе, 121 Из бобов, в тени которых 75 Скрывается белая армия, 6 Из земли земной, 113 цветов крапивы, 1 Дуба, терна и робкого каштана - 129 Из девяти даров девяти цветов, 146 Из девяти разных даров, 145 Из девяти разных почек, 149 Пальцы у меня белые и длинные, 220 Как девятая волна моря. 153 В Уэльсе и Ирландии примула считается волшебным цветком, а в Англии в народной традиции она - синоним распутства: ср. "примуловая тропа праздности" ("Гамлет"), "примула ее распутства" ("Золотое руно" Брэтуэйта). Да и Мильтоновы "феи в желтых юбках" украшают себя примулой. "Плевел опьяняющий" и есть те "плевелы", которые в "Притчах" дьявол сажает в пшеницу, а бобы традиционно ассоциируются с призраками. Греки и римляне боролись с призраками, швыряя в них бобы, и Плиний в "Естественной истории" упоминает о поверье, будто бы души мертвых вселяются в бобы. Если верить шотландскому поэту Монтгомери (1605), то ведьмы скачут на свои шабаши на бобовых плетях. Возвратимся же к "Битве деревьев". Хотя папоротник был "деревом" для ирландских поэтов, упоминание "взятого в плен папоротника" скорее всего ссылка на семена папоротника, которые могут сделать человека невидимым и обладают еще многими колдовскими свойствами. Подозрительно двойное упоминание "бирючины". В ирландской поэтике деревьев бирючина не так уж важна, по крайней мере она не рассматривается как священное дерево. Возможно, за ее вторичным появлением в строке 100 скрывается дикая яблоня, и это она скорее всего видится улыбающейся из-за скалы - символа безопасности, ибо Олвен, улыбающаяся Афродита из валлийской легенды, всегда ассоциируется с дикой яблоней. В строке 99 слова "его плоды - твое приданое" по совершенной нелепости отнесены к лесному ореху. Только два плодовых дерева могли быть связаны с приданым в дни Гвиона: церковный тис, чьи ягоды падают на церковное крыльцо, куда выходят молодые после венчания, и церковная рябина, которая в Уэльсе часто заменяет тис. Я думаю, здесь должен был быть тис, ибо его плоды особенно ценились за свой сладкий сок. В ирландской поэме десятого века "Король и отшельник" Марван, брат короля Гуойре из Коннаугта, высоко оценивает их вкус. Таким образом, теперь мы можем с легкостью воспроизвести оставшиеся строфы: Благородный украл я, Так в знаниях с Матом Соперничать стал я. И терн черноплодный (строки 101, 71-73, 77, 78) Воитель был смелый, И брат его сводный Боярышник белый. Тростник длинноногий, (строки 116, 111-113) Ракитник с семьей И дрок, что не любит Узды над собой. И тис бесшабашный, (строки 97, 99, 128, 141, 60) По пояс в огне, Прощальное слово Шептал бузине. А яблоня - (строки 100, 139, 140) Та, что из Gorchan Майлдерва У края скалы, Улыбалась надменно. А я хоть летами (строки 83, 54, 25, 26) И не был велик, Сражался в той битве На Готай Бриг. Ракитник не похож на воинственное дерево, но в "Genistae Altinates" Грация сказано, что высокий белый ракитник использовали в древние времена для изготовления копий и стрел, и, возможно, именно они подразумеваются под "отпрысками". Готай Бриг означает "верхушки деревьев", и это смутило критиков, которые решили, что Cad Goddeu - это битва в Готай (Деревья) - валлийское название Шропшира. " Gorchan (заклинание) Майлдерва" - это длинная поэма, приписываемая поэту шестого века Талиесину, который, как говорят, особенно настаивал на ее изучении как классического произведения его коллегами бардами. Яблоня была символом поэтического бессмертия, и поэтому она присутствует здесь как "выросшая" из заклинания Талиесина. Далее я предлагаю, во избежание лишних разговоров, порядок Битвы в "Cad Goddeu":
Они начинаются со слов "вожди падают" и кончаются словами "кровь поднялась так, что не стало видно ног". Принадлежат они к "Битве деревьев" или нет, неизвестно. Остальное в этой мешанине я оставляю для разбора кому-нибудь другому. Помимо монологов Блодайвет, Хи Гадарна и Аполлона здесь есть еще сатира на монахов-теологов, которые садятся в кружок с мрачным видом и с удовольствием предсказывают неизбежность Судного дня (строки 62-66), тьму-тьмущую, трясущиеся горы, очищающий огонь (строки 131-134), сотни проклятых человеческих душ (строки 39- 40), а также размышляют о нелепых проблемах: Ангелов миллионы, То сколько же миров на двух (строки 167, 176) Копьях притупленных! Здесь Гвион хвастается собственными познаниями: Сутаны нет багряней. Все знают о девятистах (строка 184) Мне ведомых преданьях. Как утверждает поэт двенадцатого столетия Кинтелв, самым почитаемым цветом одежды был красный, и Гвион противопоставляет его унылому цвету монашеских одеяний. Из девяти сотен легенд он упоминает только две, и обе они включены в "Красную книгу Хергеста": это "Охота на Турха Труита" (строка 189) и "Сон Максена Вледига" (строки 162-163). Строки от 206 до 211 принадлежат, по-видимому, "Can у Meirch" ("Песня о лошадях") - еще одной поэме Гвиона, в которой он рассказывает о соревновании между лошадьми Элфина и Майлгвина, лишь упоминаемом в "Сказании". |
« Белая Богиня. Пес, Косуля и Чибис | Белая Богиня. Поэты и менестрели » |
---|