Друиды Друиды в Контакте








Белая Богиня Роберт ГрейвсКельтские богиКельтский бестиарийКельтский крест

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте!
 

Информации о друидах сохранилось очень мало. Они не вели записей, не оставили документов. Все, чем мы сегодня располагаем, это свидетельства других народов (в основном римлян и греков), бывших современниками друидов, и более поздние документы, составленные христианскими монахами. Тем не менее мы пытаемся собрать воедино все, что известно о древних кельтских жрецах, их мировоззрении, философии, религии, обрядах и ритуалах.

Morag (Мораг)

***

Все работы, опубликованные на сайте, охраняются авторским правом. Цитирование информации разрешается только с гиперссылкой на сайт.

***

Если у вас возникнут какие-либо конструктивные предложения, пожелания, замечания, идеи, критика, напишите нам, пожалуйста. Если возникнет желание внести свой вклад в создание сайта, мы будем рады новым друзьям и партнерам.

***

Пожалуйста, сообщите нам, если обнаружите ошибки, опечатки или неработающие ссылки на сайте!

Тьма и Свет


А. и Д. Рис.

Из книги "Наследие кельтов.
Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе"

(Пер. с англ. Т. Михайловой)


И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму - ночью
Быт. 1:4-5


Чередование дня и ночи, света и тьмы имело очень большое значение для кельтов, как, впрочем, и для многих других народов. В нем проявлялась основополагающая двойственность, у которой было множество иных выражений. Даже сейчас люди, умершие ночью, кажутся ближе к Иному миру, чем те, что умерли при свете дня. Рожденный ночью, как принято считать, может видеть духов и привидения, незримые для детей дня. Чудесное и волшебное активизируется после захода солнца, ночь принадлежит Иному миру, и потому смертным в это время подобает искать безопасности у своего очага. В Ирландии крестьяне до сих пор убеждены, что человеку лучше не оставаться вне дома в ночные часы. Запоздалые путники могут потревожить "малый народец", более того, они рискуют увидеть среди них призраки своих умерших близких. В деревнях считают, что, даже находясь дома, лучше лечь спать пораньше, так как по ночам с десяти до двенадцати к домам тихо приближаются духи умерших. Они входят, лишь когда в давних жилищах царит тишина и покой, вот почему из уважения к ним надо ложиться спать рано, оставив на кухне прибранный очаг и аккуратно расставив скамьи. Выплескивать ночью грязную воду или выбрасывать золу категорически запрещено, иначе духи умерших будут потревожены; опасно также свистеть ночью на улице или громко звать детей по имени. Но как рассвет разгоняет тьму, так и пение петухов прогоняет духов и эльфов в их жилища: наша ночь - их день, а наш день - ночь. Погружаясь в атмосферу этих верований, начинаешь понимать, что именно ночь - самое благоприятное время для гаданий, ворожбы, бдений по покойнику и рассказывания разных фантастических историй.

Подобно тому, как сутки делятся на две половины, так и год состоит из лета и зимы. Первое мая знаменует начало лета, первое ноября - начало зимы, и эти два праздника делят год на два сезона по шесть месяцев каждый. Лето - время, когда природа бодрствует, и молодежь обыкновенно стремилась покинуть зимние жилища и уйти на лето вместе со стадами в холмы, леса, долины и т. д. После 1 ноября (Самайн) все они возвращались домой и проводили долгие зимние вечера за домашними ремеслами, слушая у очага удивительные истории. Точно так же фении обычно проводили летнее время, от Бельтана (1 мая) до Самайна, в лесах, занимаясь войной и охотой, но в период от Самайна до Бельтана они квартировали у оседлого населения. Зима - темное время года, когда природа спит, лето уходит в нижний мир и земля холодна и неприветлива. В Уэльсе январь называли "темным месяцем". Первый месяц зимы, ноябрь, в Шотландии, Корнуолле и в Бретани также называли "черным", или "темным", месяцем; а разгар зимы шотландцы традиционно называли an Ducuachd ("мрак"). Зима - время "парада мертвецов", предводительствуемых своим мрачноликим "королем", символ власти которого - меч, коса или серп.

Само время состоит из постоянного чередования противоположностей: света и тьмы, тепла и холода, жизни и смерти. Календарь из Колиньи (галльский календарь, выгравированный на бронзовых пластинах и найденный во время археологических раскопок во Франции в 1897 г.) свидетельствует о еще более последовательной дихотомии применительно ко всем месяцам года. Хотя многие названия месяцев записаны сокращенно, что не позволяет с уверенностью их реконструировать, принципиальная структура календаря достаточно ясна. Он рассчитан на пять лет, что кажется нам знаменательным в свете свидетельства Диодора, что континентальные кельты обыкновенно приносят свои жертвы раз в пять лет. Эти пять лет состоят из 60 месяцев, дополненных двумя "интеркалярными" месяцами - одним в начале цикла, а вторым в середине. Второй дополнительный месяц делит, таким образом, весь цикл на две равные половины, по два с половиной года каждая. В календаре весь цикл записан в 16 столбцов. В каждый столбец последовательно вписаны галльские названия месяцев, и читать каждый столбец надо сверху вниз.

Первая половина года начинается с месяца, называемого Samon, а вторая половина - с месяца, называемого Giamon, а оба эти слова соотносимы с названиями соответственно лета и зимы в живых кельтских языках. Исходя из этого первые интерпретаторы календаря Колиньи сделали вывод, что Samon был центральным месяцем лета, а Giamon - зимы. Либо Samon и Giamon могли означать также первые месяцы лета и зимы соответственно, соотносясь, таким образом, с современным маем и ноябрем, двумя поворотными точками традиционного кельтского года. Однако есть основания и полностью пересмотреть это предположение. Хотя в ирландском языке основа sam означает "лето", словом Samain (cp. Samon), как ни странно, называется Канун ноября, начало зимней половины года - время традиционных рассказов и празднеств, а в христианские времена - период, на который падает большая часть церковных праздников. Календарь из Колиньи, как и церковный календарь, был своего рода "расписанием ритуалов", и сам факт, что большая их часть сосредоточена в первой половине года, заставляет предположить, что в традиционных календарных представлениях зима предшествовала лету и что, таким образом, как ни парадоксально, Samon действительно был первым месяцем зимы, а Giamon - первым месяцем лета. Такой порядок следования времен года согласуется с известным свидетельством Цезаря, гласящим, что у кельтов ночь предшествует дню. Галлы, как говорит он, называют себя сыновьями бога Ночи и "исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам, день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день". Порядок времен года не имеет для нас здесь важного значения, но для простоты мы предположим, что первая половина пятилетнего цикла начиналась с зимы, а вторая - с лета.

Месяцы года в свою очередь подразделялись на два разряда. Шесть - протяженностью тридцать дней - помечены знаком MAT, другие шесть - протяженностью 29 дней - помечены знаком ANM. MAT (cp ирл. maith и валл. mad), возможно, означало "хороший", тогда как ANM, вероятно, было сокращением от AN МАТ "нехороший". Нам представляется уместным провести здесь параллель с афинским календарем, где тридцатидневные месяцы назывались "полными", а двадцатидевятидневные - "пустыми". На юго-востоке Азии эти два типа месяцев назывались "полными" и "ущербными" и, соответственно, чередовались в правильной последовательности. Месяцы MAT и ANM в календаре из Колиньи тоже чередуются, за одним исключением. Если бы это чередование соблюдалось на протяжении всего пятилетнего цикла, то и Samon, и Giamon оказывались бы МАТ месяцами по тридцать дней в каждом. Но, видимо, чтобы этого избежать, производилась своего рода перестановка, так что первая половина каждого года - ритуально более значимая - и первая половина цикла в целом начинались и кончались МАТ месяцем, а вторые половины годов и циклов начинались и кончались соответственно ANM месяцем. Таким образом, если исключить дополнительные месяцы, обе половины цикла состоят из тридцати месяцев, образуя, так сказать, по "месяцу месяцев", тоже разных - MAT и ANM.

Эта же модель видна и в структуре самих месяцев. Каждый состоит из двух частей, в первой из которых дни пронумерованы от первого до пятнадцатого, а во второй - до пятнадцатого или до четырнадцатого в зависимости от длины месяца. Как в индийском и некоторых других календарях, первая половина, без сомнения, была "светлой половиной" лунного месяца, другая же - "темной половиной", однако и здесь, как в случае времен года, трудно решить, какая половина считалась светлой, а какая - темной. В календаре из Колиньи между этими половинами вписано слово ATENVX, которое интерпретируют либо как "обновление", либо как "возвращающаяся ночь". Первая интерпретация может быть соотнесена с принципом, отмеченным еще Цезарем. С другой стороны, Плиний говорит, что друиды обыкновенно начинают отсчет своих месяцев с шестого лунного дня, и если они считали от новолуния, то месяц начинался со светлой половины. Интересно, что в Индии отсчет месяца на юге начинали со светлой половины, а на севере - с темной. Таким образом, продолжая эту аналогию, можно предположить, что год и даже весь цикл начинались с зимы в одной половине страны и с лета - в другой. В принципе правомерны оба подхода. Уподобленная первозданному хаосу, который предшествует сотворению космоса, и беременности, которая предшествует родам, тьма предстает началом начал, но как символ смерти и разрушения она же и завершает светлый день.




 
« Вальпургиева ночь
Путь Друида
Гороскоп Друидов
Гороскоп Деревьев
Библиотека неодруидизма
История неодруидизма
Организации друидов
Персоны неодруидизма
Современный друидизм
Кельтские амулеты

Кельтские амулеты, кельтский крест, чертополох


Опросы

Какой сегодня путь друида?

Кто на сайте?

Online:

Rambler's Top100